Мобильные стенды и развитие выставочного дела в России

06/11/2018

Мобильные стенды и развитие выставочного дела в России.

В начале двадцатого века до первой мировой войны в Российской империи наблюдался рост промышленного производства и укрепление международных торговых связей. Капитализм развивался в общем мировом русле, и в родном отечестве проводилось множество торговых выставок. Санкт-Петербург как столица принимал экспозиционные выставки достижений и образцов товаров одну за другой: Международная выставка новейших изобретений, колониальная выставка, многочисленные сельскохозяйственные форумы, международные конгрессы судоходства и воздухоплавания и т.д.

С установлением советской власти активность субъектов торгово-деловых отношений критически снизилась, и выставки приобрели свой особый оригинальный вид и назначение. В условиях нехватки всего, обширного дефицита на самые простые товары, выставка служила исключительно, говоря современным языком, задаче формирования имиджа страны. На ВДНХ были построены громоздкие и помпезные павильоны, представляющие «лицо» советских республик, чьи прилавки и выставочные конструкции, впрочем, не особо часто, ломились от дефицитных колбас, сыров, а площадь была заполнена новенькими тракторами и комбайнами. Сама идея советской выставки противоречила принципу мобильного стенда. Ведь в подобной выставке участвовали не быстрые и коммуникативные агенты малого и среднего бизнеса, нацеленные на привлечение клиентов, а тяжеловесные представители регионов, за которыми их место на выставочном пространстве было закреплено навеки. Идея ведения планового хозяйства «убивала» потребность в выставочной деятельности. Все равно, что закупать, сколько и почем – это назначат «сверху». А эти вопросы обычно решались в кабинетах начальников, а не на выставках народного хозяйства.

Исследователи отмечают тот факт, что часто наибольшую выставочную активность проявляли как раз представители капиталистических стран. Большой фурор произвели американцы, изобретатели мобильных стендов, с их Национальной Американской выставкой в 1959 году в Сокольниках (Кстати, этот центр был открыт именно к данному событию). Потом эта традиция закрепилась – со своими стационарными и мобильными выставочными конструкциями приезжали в СССР из Индии, Румынии, Италии, Франции, Англии и других «продвинутых» держав.

В позднем советском союзе выставки стали достаточно частым явлением, открылся Экспоцентр на Красной Пресне, который ежегодно принимал гостей. Но здесь также соблюдался принцип жесткой монополии – Торговая палата СССР отвечала за все мероприятия, впустую тратились огромные денежные средства, причем, на продвижение иностранной продукции.

После 1991 года ситуация резко изменилась, в новой России произошел всплеск и бурный рост бизнеса. Количество и качество проводимых выставок неуклонно растет. Удобные в использовании мобильные выставочные стенды становятся широко востребованными участниками этих событий.